пятница, 23 мая 2014 г.

Делегация Кировской области на VIII съезде ВПС в г.Москве

21 мая в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны состоялся VIII съезд Всероссийского педагогического собрания.


В делегацию от Кировской области вошли педагоги:
Елена Анатольевна Белорыбкина, руководитель Центра духовно-гражданского образования ИРО Кировской области, Руководитель регионального исполнительного комитета ВПС Кировской области
Солкин Михаил Сергеевич, учитель информатики МКОУ Лицея №9 г.Слободского Кировской области, Председатель Ассоциации молодых педагогов Кировской области
Виктория Эдуардовна Никулина, воспитатель д/c №102 г.Кирова, член координационного Совета Ассоциации молодых педагогов Кировской области
Гагаринов Андрей Геннадьевич, и.о. директора Куменской спортивной школы, член координационного Совета Ассоциации молодых педагогов Кировской области
Олин Игорь Витальевич, директор МКОУ СОШ с.Вахруши, член координационного совета Ассоциации сельских учителей Кировской области
Соколова Татьяна Викторовна, директор Оричевского дома детского творчества, член координационного совета Ассоциации педагогов дополнительного образования Кировской области

На повестке дня работы съезда стояли следующие вопросы:
1. Патриотическое воспитание школьников: уроки истории и современные вызовы
2. О едином минимуме содержания основных общеобразовательных программ и участии педагогической общественности в его разработке.
3. Социально-экономическая поддержка учителя: опыт, проблемы, пути решения
4. Церемония награждения грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации и медалями ВПС "Народное признание педагогического труда"

В работе съезда были организованы 3 дискуссионные площадки, на которых участники могли поделиться опытом их регионов, выяснить проблемы и наметить пути решения этих проблем.

Дискуссионная площадка №1:
«Патриотическое воспитание школьников: уроки истории и современные вызовы».
Площадка была проведена в «Зале Славы». 
Модераторы:  
- ХМЕЛЕВ Олег Петрович - Герой Российской Федерации, полковник запаса Пограничной службы ФСБ России;
- ЛАТЫШЕВ Юрий Иванович – Народный учитель Российской Федерации, заместитель директора гимназии №44 г. Ульяновска;
Координатор:
- ГУСЕВ Владимир Евгеньевич -  заведующий кафедрой истории МГУТУ им. К.Г.Разумовского,
к.и.н., доцент
Для обсуждения были представлены следующие темы:
- Патриотизм как основа гражданственности;
- Российская Империя – Советский союз – Российская федерация: вызовы и угрозы государственности;
- Воссоединение Крыма и Севастополя с Россией как катализатор патриотических настроений в среде российских школьников;
- Преподавание истории и литературы: путь к единой концепции патриотического воспитания;
- Подготовка школьников к службе Отечеству;
- Работа поисковых отрядов, военно-патриотических клубов и объединений как форма патриотического воспитания школьников;
- Понятие «Русский мир» в системе образования;
- Виртуальные музеи: новые информационные технологии в контексте патриотического воспитания;
- 70-летие Великой Победы – патриотическая связь поколений;
- Казачьи кадетские корпуса: единство традиций и новаций;
- Всероссийские конкурсы Всероссийского педагогического собрания составная часть патриотического воспитания школьников;
- Перспективы формирования российской идентичности в сознании школьников;

Экспертно-аналитическая группа:
- ЖУКОВСКАЯ-Латышева Лидия Сергеевна – директор гимназии им. Д.В.Деева № 44 г. Ульяновска;
- СОКОЛОВ Яков Владимирович – автор воспитательной программы – «Я – гражданин России» (Брянская область);
- ДЕВЯТКИНА Тамара Владимировна – ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н.Ульянова, председатель Общественной палаты Ульяновской области;
- БЕЛОРЫБКИНА Елена Анатольевна – руководитель Центра духовно-гражданского образования ИРО Кировской области, руководитель Региональногоисполкома ВПС;
- ЛУШИНА Елена Альбертовна – ректор Костромского института развития образования, председатель регионального совета ВПС;
- ШУВАЛОВА Вера Васильевна – заведующая Музеем боевой и трудовой славы СОШ п.г.т. Волжский Красноярского района Самарской области, заслуженный учитель  Российской Федерации;
- КУЗНЕЦОВ Сергей Анатольевич – руководитель военно-патриотического клуба  «Русский» (Тамбовская область).

Дискуссионная площадка №2:
«О едином минимуме содержания основных общеобразовательных программ и участии педагогической общественности в его разработке» .
Площадка была проведена в «Малом Зале».
Модераторы:
- ПАШУТИНА Татьяна Александровна – член Центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», директор СОШ №2091 г. Москвы;
- ХАРИТОНОВА Людмила Георгиевна – народный учитель Российской Федерации, руководитель  экспериментальной площадки Шимановской СОШ Вяземского района Смоленской области;
Координатор:
- БАКУРАДЗЕ Андрей Бондович – проректор МГУТУ им. К.Г.Разумовского, д.философ.н., профессор
Для обсуждения были представлены следующие темы:
-Законодательное обеспечение проектирования и утверждения примерных основных общеобразовательных программ нового поколения;
-Единый минимум содержания примерных основных общеобразовательных программ;
-Механизмы проведения экспертизы примерных основных общеобразовательных программ;
-Примерным основным образовательным программам нового поколения – современные образовательные технологии;
-Нормативно-методическое обеспечение всех этапов контроля успеваемости (фонды оценочных средств);
-Практика, опыт разработки и  внедрения фонда (ов) оценочных средств;
-Мотивационные аспекты и социальный контекст освоения примерных основных общеобразовательных программ;
-Роль  родителей в экспертной оценке основных общеобразовательных программ;
-Роль общественных организаций в определении минимального содержания примерных основных общеобразовательных программ;
-Примерные основные общеобразовательные программы образовательных организаций, мониторинг качества;
-Учет психологических аспектов освоения нового знания в реалиях сегодняшнего дня;
-Формирование человеческого потенциала страны через обновление содержания общего образования – цель разработки примерных основных общеобразовательных программ.
Экспертно-аналитическая группа:
-РЫЖАКОВ Михаил Викторович – директор Института содержания и методов обучения РАО, академик РАО, д.п.н., профессор;
-РЫТОВ Алексей Иванович – директор Московского центра качества образования, председатель Регионального совета ВПС;
-МЕРЗЛЯКОВ Юрий Михайлович – заместитель министра образования Оренбургской области, заместитель председателя Регионального совета ВПС;
-САМБОРСКАЯ Любовь Николаевна – заместитель председателя Московского городского совета родительской общественности;
-ТУКТАГУЛОВА Татьяна Николаевна – заместитель директора Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района Ульяновской области ;
-МИНАКОВ Роман Николаевич – учитель географии СОШ №2 г. Бобров Воронежской области.

Дискуссионная площадка №3:
«Социально-экономическая поддержка учителя: опыт, проблемы, пути решения».
Площадка была проведена в «Художественной галерее».
Модераторы:
- ГАБЫШЕВА Феодосия Васильевна -  Заместитель председателя Правительства Республики Саха (Якутия), председатель Регионального совета ВПС;
- ТХОСТОВ Константин Эдуардович – директор лицея № 369 г. Санкт-Петербурга, председатель  Регионального совета ВПС, председатель Ассоциации молодых учителей России;
Координатор:
- ЯЗЕВ Григорий Валерьевич – директор Института экономики и бизнеса МГУТУ им. К.Г.Разумовского, к.э.н.
Для обсуждения были представлены следующие темы:
- Повышение социального статуса педагога: ход реализации инициатив Президента Российской Федерации В.В.Путина по поддержке учительства;
- Социальная поддержка учителя: необходима ли адресность?
- Законодательная нестабильность: льготы для педагогических работников;
- Льготная ипотека для молодых учителей: опыт, проблемы, пути решения;
- Социальная поддержка молодых педагогов, как фактор закрепления кадров на селе;
- Молодой сельский учитель:  гарантии стабильного развития;
- Опыт и перспективы социального проектирования.
Экспертно-аналитическая группа:
- ГАВРИКОВА Мария Владимировна – директор ГБУ «Агентство жилищных программ» (Ростовская область);
- ШЕМАНАЕВА Галина Николаевна – начальник отдела образования Мичуринского района Тамбовской области;
- ВАСИЛЬЕВА Елена Олеговна – директор Центра дополнительного образования «Молодые таланты» г. Рыбинск Ярославской области;
- ГОЛОСОВ Сергей Владимирович – заместитель директора Гимназии №9 г. Железнодорожный Московской области.

Пленарное заседание VIII Съезда Всероссийского педагогического собрания
«ШКОЛА В ВЕКТРОЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА»
Модераторы:
-ИВАНОВА Валентина Николаевна – председатель Всероссийского педагогического собрания, доверенное лицо Президента Российской Федерации В.В.Путина, ректор МГУТУ им. К.Г.Разумовского;
-ПАШУТИНА Татьяна Александровна – член Центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», директор СОШ №2091 г. Москвы;
-КРИКАЛЕВ Сергей Константинович-летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Открытие Пленарного заседания
Пролог
Приветствия
От Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
МАЙНУЛОВА Ирина Викторовна – заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию
От Министерства образования и науки Российской федерации
ТЕТЕРИНА Светлана Леонидовна – заместитель Директора Департамента информационный и региональной политики Министерства образования и науки Российской Федерации

Церемония награждения Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации
От Российской Академии Наук
ИВАНОВ Владимир Викторович – заместитель президента Российской Академии наук, д.э.н., к.т.н.
От Центрального штаба Общероссийского движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ»
От Войсковых казачьих обществ
От Ассоциации Героев Российской Федерации
Церемония награждения победителей Всероссийского конкурса школьников «Наследники Юрия Гагарина»
Доклад
Председателя Всероссийского педагогического собрания, ректора МГУТУ им. К.Г. Разумовского
В.Н.ИВАНОВОЙ
Церемония награждения медалями ВПС «Народное признание педагогического труда»


материалы с сайта ВПС РФ: Сайт ВПС РФ
21 мая 2014 года в Москве в Центральном музее Великой Отечественной войны (Мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе) состоялся VIII съезд Всероссийского педагогического собрания «Современная школа России: патриотизм, гражданственность, профессионализм». На съезд прибыло более четырехсот делегатов, представляющих большинство регионов России. 
В работе съезда приняли участие заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию И.В Мануйлова, заместитель Директора Департамента информационной и региональной политики Минобрнауки РФ С.Л Тетерина, член Центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», директор СОШ №2091 г. Москвы Т.А. Пашутина, заместитель председателя Правительства Республики Соха (Якутия), председатель Регионального совета ВПС Ф.В. Габышева, председатель Общественной палаты Ульяновской области, ректор Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова Т.В. Девяткина, летчик-космонавт, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации С.К.Крикалев, Герой Российской Федерации, полковник запаса Пограничной службы ФСБ России О.П. Хмелев, ответственный секретарь Синодального комитета Русской православной Церкви по взаимодействию с казачеством Иерей Тимофей (Чайкин).
Программой VIII съезда Всероссийского педагогического собрания предусматривалась работа трех дискуссионных площадок: «Патриотическое воспитание школьников: уроки истории и современные вызовы», «О едином минимуме содержания основных общеобразовательных программ и участии педагогической общественности в его разработке», «Социально-экономическая поддержка учителя: опыт, проблемы, пути решения».
В выступлениях участников съезда отмечалось, что важнейшей составной частью  воспитательного процесса в школе является формирование патриотизма, имеющего огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии  личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.
В выступлениях участников съезда отмечалось, что патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения в 90-е годы прошлого столетия сопровождался пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как Отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. И как следствие этого, у части молодежи начало проявляться равнодушие к своей родине.
Выступившие на съезде были единодушны: воспитание патриотических чувств учащихся – одна из главных задач нравственного воспитания, решать которую призвана современная школа.
В своем докладе председатель Всероссийского педагогического собрания, доверенное лицо Президента Российской Федерации В.В. Путина, ректор МГУТУ им. К.Г. Разумовского, профессор В.Н. Иванова подчеркнула: «Мы все чаще много говорили о патриотическом воспитании, с каждым годом термин «патриотизм» приобретает все более глубокое значение. Можем ли мы назвать патриотизмом, когда школьник на просьбу принять участие в патриотическом мероприятии, спрашивает «а что мне за это будет»?  Потребительское мышление – бич нашего времени. К сожалению, эта логика проникает и в патриотизм, который никогда не должен стать прибежищем негодяев. Патриотизм – это глубинное мышление, это то, что необходимо прочувствовать глубинами души, то, что основано не только на знаниях, но и на чувствах.
Особенно ярко патриотизм в нашей стране проявился в дни, когда жители Крыма проявили желание войти в состав РФ. Воодушевление граждан России базировалось не на чувстве политической победы и превосходства над другим государством, а, в первую очередь, было связано с поддержкой русскоязычного населения Крыма. «Это и есть настоящий патриотизм, когда поддерживаешь своих, где бы они не находились, - считает председатель ВПС. - Именно с лозунгом «Своих не бросаем», россияне вышли на многотысячные митинги. Этот факт заставляет нас обратить серьезное внимание на наличие «русского мира» и отразить его в образовательном процессе на уроках истории, обществознания и литературы».
В докладе В.Н. Ивановой констатировался возрастающий авторитет Всероссийского педагогического собрания. В июне прошлого года члены ВПС стали участниками движения «Народный фронт – за Россию», и по сей день общественная организация учителей играет особую роль в диалоге между властью и обществом. 17 руководителей региональных отделений ВПС вошли в штаб Народного фронта.
Один из насущных вопросов – необходимость в социальной поддержке учителя. С этим напрямую связано повышение его статуса в обществе. «Мы провели не одно мероприятие по мониторингу сельских школы, обеспечения молодых учителей. Напомню, что нами созданы две ассоциации – учителей сельских школ и молодых учителей», - доложила участникам съезда В.Н. Иванова.
Отдельной площадкой обсуждался единый минимум содержания общего образования. Это обсуждение явилось настоящей общественной экспертизой. ВПС просит Министерство образования и науки РФ не допустить сокращения количества часов русского языка и литературы, считает необходимым установить перечень обязательных для обсуждения предметов, а уроки физической культуры должна проходить без выставления оценок. Участники съезда считают, что в школьный аттестат необходимо вносить сведения об активности ученика в общественной жизни школы, об участии его в различных общественных мероприятиях.
Важным представляется создание Ассоциации родительских комитетов образовательных учреждений России, а также введение обязательной оценки школьников по поведению. Здесь должен быть реализован привычный для народов России лозунг «За воспитание детей отвечаем вместе!».
Делегаты съезда считают необходимым поставить перед всеми ветвями и уровнями власти требование общественности:  не только возродить систему дополнительного образования детей, но и четко сказать: «Нет коммерциализации дополнительного образования детей в России!», а депутатам Государственной Думы РФ предложили выступить с законодательной инициативой «Каждому российскому школьнику — 120 часов в год бесплатного дополнительного образования!».
На съезде прошла церемония награждения медалями ВПС «Народное признание педагогического труда» директора ГКОУ «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Республики Саха (Якутия) Мария Гавриловна Старостина и директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 44 им. Деева В.Н. Лидия Сергеевна Жуковская.
На съезде названы и награждены Дипломами ВПС учителя - лауреаты Всероссийского конкурса ВПС «Мои инновации в образовании».
Дипломы и ценные подарками вручены школьникам - победителям конкурсов ВПС «Наследники Юрия Гагарина» и «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках Отечества».
Пленарное заседание завершилось принятием итоговых документов VIII съезда Всероссийского педагогического собрания.

Говорят участники VIII съезда ВПС

Юрий ЛАТЫШЕВ, народный учитель РФ.
 Патриотическое воспитание в школе - сложная тема. Сложна именно тем, что поставлена задача формирования патриотической концепции в стране. А это обязывает нас, учителей, к единству действий. Но для того, чтобы говорить о патриотизме, нам все-таки нужно сделать один акцент. Понятие патриотизма предусматривает любовь к Родине, родному Отечеству. Но, мне кажется, сегодня акцент должен быть на другом – на гордости. Если наши учащиеся начнут гордиться нашей страной, нашим народом, то, вероятно, мы будем ближе к понятию патриотизма. Как это сделать? Каков путь формирования? Вероятно, их множество. Но главная одна: наши учащиеся должны почувствовать свою российскую идентичность, ощутили себя гражданами нашей страны.

Олег Петрович ХМЕЛЕВ, Герой Российской Федерации, полковник запаса Пограничной службы ФСБ России. Анализ событий в мире на постсоветском пространстве за последние двадцать лет, а я имею в виду Югославию, Ирак, Афганистан, Грузию, Египет, Сирию, Украину, показывает, что самосознание нации, духовные и нравственные ценности – это область жесткой информационной агрессии. Другими словами пропагандистской атаки мы становимся свидетелями того, как воздействуют на мировоззрение целых  народов, как навязывают иную систему ценностей.
Мы сейчас уже хорошо понимаем, что искажение национального, исторического, нравственного сознания приводит к катастрофе целых государств, их ослаблению, распаду и в конечном итоге, к братоубийственным войнам. Чтобы увидеть это, ходить далеко не надо – Украина у нас рядом. В период службы в Грузии по линии ОБСЕ я воочию видел воздействие на граждан этой страны. Никогда не думал, что это сработает. Но когда 35 телевизионных каналов в Грузии в течение всего дня показывают Россию, как агрессивного врага, когда смонтированные ролики в духе Гебельса изо дня в день крутят по телевидению, то это сработало. Точно такая же ситуация сейчас наблюдается на Украине. Те же шаблоны, те же ярлыки навешиваются на Россию. Идет информационная война за души наших детей. Нельзя только созерцать это, ничего не делая в ответ.
Как мы воспитаем молодежь, таков и будет ответ: сможем ли мы сберечь Россию. Сможет ли Россия стать современной, перспективной, развивающейся страной, сможет ли сохранить свои идентичность, самобытность, культуру. Во многом ответственность в этом воспитании ложится на семью и школу, на родителей и учителей. 

Лидия ЖУКОВСКАЯ, директор гимназии им. Д.В. Деева №44 г. Ульяновска. Школьные традиции являются фактором воспитания гражданственности. Надеется на воздействие лишь слова, мы забываем, что ребенок не вербален, что часто он слушает, но не слышит. Его мироощущение мощно формируется под влиянием таких внешних раздражителей, которые затрагивают его эмоциональную сторону. В этом случае слова уже не нужны. В памяти выпускников остаются не оценки и слова, а действия, в которых они были активными участниками или неравнодушными зрителями. С 60-х годов в образовательной политике приоритет школа отдала воспитанию, потому что воспитанного ребенка легче обучать и подвигнуть на гражданские поступки.
Большую роль в воспитании  в школе играют школьные традиции. Они появляются не за один день и не по приказу директора. Проведенные мероприятия только тогда становятся традициями, когда становятся частью детей.
Значительную роль в социализации детей в советское время играли политинформации, которые и исчезли из жизни школ как средство воспитания патриотов. На информации был навешен ярлык, потому что в лихие 90-е слово «патриот» был поставлен штамп с негативным оттенком. А что получили в итоге? Получили поколение, которое перестало гордиться своей страной, готово покинуть его. Хотя, конечно, дело не в политинформации, а в той действительности со сменой нравственных ценностей, правового беспредела и навязывания россиянам чуждых норм жизни .
Но время построено так, что время разбрасывания камней становится временем осознания их собирания. И, как мне кажется, это время сегодняшнего дня. 

Альбина Муратова, специалист организационно-педагогического отдела ТОГИРРО Тюменского областного государственного института развития регионального образования, руководитель поискового движения. К сожалению, поисковые отряды недостаточно поддерживаются государством. Главные проблемы отрядов – финансирование и обеспечение безопасности. Отправляясь в экспедиции с ребятами, мы, руководители, по крохам пересчитываем деньги, ломая голову, как прокормить детей – участников поисковых отрядов. Государство должно все время помнить, что из таких ребят вырастают истинные патриоты. Чтобы не быть голословной, приведу такой пример: из 78 мальчишек, которые были членами моих поисковых отрядов, 73 пошли служить в армию, отказавшись от военных кафедр.
Непочатый край работы для таких отрядов в муниципалитетах. В каждом городе, в каждом селе есть мемориальные памятники. Я поездила по России, и могу сказать, что в 80% они находятся в незавидном состоянии, а некоторые просто заброшены.
И один единственный день, когда за этими мемориалами ухаживают, - 8 мая, т.е. накануне  Дня Победы. Это очень печальный и прискорбный факт. Опять же ветераны… Все учебные заведения работают с участниками ВОВ, но, к сожалению, вспоминают о них, как правило, всего 3-4 раза в год по праздникам. Нередко только для того, чтобы сфотографироваться и потом эти фотографии приложить к отчету. Нет ничего хуже формализма в этой работе. Это дурной пример ребятам. 

Иерей Тимофей (Чайкин), ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Возрождение России как великой державы невозможно без формирования развитого чувства гражданственности, патриотизма, прочных нравственных устоев у всех граждан.
Сегодня такие вечные ценности как гражданственность, патриотизм, любовь и святое отношение к Родине, ещё недавно казавшиеся незыблемыми, к сожалению, не являются достоянием  для части российской молодежи. Оказалось, что вечные ценности не передаются при рождении, каждое новое поколение должно их выстрадать или получить из рук в руки от предков с любовью, заботой и надеждой. Как точно сказано в Гимне России «предками данная  мудрость народная, славься страна, мы гордимся тобой»!

Материалы съезда:
1. Материалы по предоставлению ипотечного кредита молодым учителям:

2. Проект резолюции Съезда:


Участие делегации Кировской области в работе VIII съезда ВПС